5 июня 2013 г.

Святитель земли Нижегородской и Арзамасской - митрополит Николай (Кутепов)

Работа Евгении Зайцевой, получившей поощрительный приз в номинации "Литературный конкурс" на конкурсе "Святая Арзамасская земля" (2013 г.). 
Руководитель - С.В.Краснов (МБОУ "Гимназия")

Велика роль личности в истории.
На протяжении своего жизненного пути человек совершает поступки, созидает, творит, ошибается, переживает трудности и вновь творит. Каждый человек живет своей жизнью своей судьбой и переплетение судеб и жизней разных людей - это наша с вами история.
Меня заинтересовала судьба выдающегося человека - митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая. Моё внимание привлекли его жизнь и деяния. С деятельностью Николая Васильевича Кутепова я познакомилась благодаря участию в конкурсе «Святая Арзамасская Земля». Эта личность многогранна, а ее судьба противоречива и сложна, однако очень значима.
Владыка обладал множеством прекрасных качеств.
Митрополит Николай был человек-веры.
Возможно, что посещение церкви с самого раннего возраста повлияло на душу и мировоззрение маленького Николая, Младшая сестра Римма вспоминала: «...Он словно родился со своей церковностью, не играл в обычные детские игры, а всё церкви строил из кубиков, щепочек и песка». Вера в Бога в семье Кутеповых была глубокой, искренней и естественной.
Митрополит Николай обладал необычайной отвагой.
Жизнь быстро научила Николая стойко переживать трудности. О войне владыка Николай вспоминать не любил. На вопрос: «Как Вы воевали?» говорил всегда одно: «Воевал, как все воевали, в самом высоком звании - рядовой».
В августе 1941 г. призванный на действительную службу Н. В. Кутепов попал в Тульское пулеметное училище. Крест с него сняли на первой же воинской комиссии. С октября по декабрь 1942 г. он воевал в составе 38-й гвардейской стрелковой дивизии на Сталинградском фронте. Николай был тяжело ранен, контужен и получил сильное обморожение ног. Врачи ампутировали ему частично ступни обеих ног.
На войне он преодолевал страх, рисковал жизнью ради спасения других. После одного тяжёлого боя комбат сказал им: «Ребята, я вас всех представляю к медали «За отвагу». Правда, награды этой Николай так и не увидел. «Все мы были солдаты и просто выполняли свой долг - защищали Родину», - так буднично говорил Владыка о своём пребывании на фронте.
Николаю не было ещё и 19 лет, а он потерял отца и стал инвалидом. Но самое главное — он был жив, и этот дар стал воспринимать как дар Божий, не сомневаясь, что неустанная молитва его родных и близких была услышана, что жив он только благодаря милости Господа, который для чего-то даровал ему жизнь. Вся дальнейшая жизнь его была посвящена служению Богу.
Он не любил говорить о своих ногах. Было такое впечатление, что митрополит сам о них не помнит. Служил многочасовые службы, часто ездил по области. Ни разу не показал, как тяжело ему подчас не только ходить, но даже стоять. Лишь однажды, в частном разговоре, он разоткровенничался и рассказал, как именно проходила ампутация: «Военный госпиталь, походный. Медикаментов не хватало. Мне дали жестяную кружку водки, потом сунули в зубы палку, сказали: терпи. Один доктор навалился на меня, а другой стал пилить... Я, пока операция шла, эту палку так искусал... Должны были полностью стопы убрать, до пяточной кости, но доктора меня пожалели, видишь, все-таки бегаю как-то...» «Бегаю» -именно так он говорил даже тогда, когда ноги болели нестерпимо, когда спустя пятьдесят лет раны открывались, и костные осколки продолжали выходить.
Но мог ли он предположить, что путь скорбей не закончится с окончанием войны? Мог ли подумать, что в стране, победившей фашизм, отношение к инвалиду войны будет бесчеловечным только потому, что он осмелится выбрать иной путь служения Родине?
Долгих 20 лет ему, достойно защищавшему Родину, в 19 лет ставшему инвалидом Великой Отечественной войны, нужно будет доказывать, что ампутированные ступни ног его уже никогда не вырастут и то, что он, преодолевая боль, научился ходить без палочки, -лично его заслуга. От пенсии Николай Кутепов отказался ещё в 1947 году, довольствуясь удостоверением инвалида Великой Отечественной войны III группы.
И ведь не ожесточился Владыка, не озлобился на государство и народ, а ещё более закалился, стал мудрее, прекрасно понимая, с кем ведёт борьбу, и что самое главное для него в этой борьбе - сохранить свою душу. Этот факт неоспоримо доказывает, что он был высоконравственным человеком.
Митрополит Николай был очень трудолюбив.
Владыка появился в третьем классе Московской духовной семинарии в середине осени 1950 года, когда занятия уже начались. До этого он учился в Тульском механическом институте, но ушел от туда после третьего курса. Учиться всем было тяжело, уроков было много, но Николай был очень старательным.
Учась в Семинарии, Николай часто после вечерней службы по 2-3 часа ходил по Лавре, преодолевал боль, готовил себя к церковной службе, к долгому стоянию на ногах. Сокурсники удивлялись, как он мог терпеть такую боль: ноги кровоточили, от долгого стояния и ходьбы кусочки косточек выходили, доставляя невыносимую боль Владыки.
Владимир (Котляров) вспоминал: «Он был очень добрым и щедром человеком, и я это особенно узрел, когда учился с ним в академии, уже в Ленинграде. Он готов был последнее отдать нуждающимся. Я, бывало, его спрашиваю: «Как же ты сам?» А он: «Ничего, проживу». Николай был секретарём у Тульского архиепископа Антония (Марценко), был очень к нему привязан, почитал его. И когда Владыку сослали, Николай ему письма в лагерь писал, посылки слал».
Митрополит Николай был разносторонне развитым человеком.
Учёба в академии была сложной, Николай много и старательно учился, свободного времени было мало, но и там бывали минуты отдыха. Владыка изучал Ленинград: старался побывать в Петергофе, в Эрмитаже.
Как у каждого человека, у митрополита Николая были увлечения, отражавшие его индивидуальность. Одним из них была рыбалка. Владыка был заядлый рыболов, очень любил летнюю, но особенно зимнюю рыбалку. Знаю, что несколько раз он проваливался под лед, но это не останавливало его. У него была полная экипировка рыболова: высокие сапоги, роба, великолепные снасти, масса всевозможных удочек и крючков. Владыка с удовольствием рассказывал об улове, о повадках рыбешек. Всегда сообщал, сколько рыбок поймал, и сколько они весят. Хорошо знал рыбные места на Волге. Любил веселые рыбацкие анекдоты. У него сложилась своя компания любителей рыбалки. Рыбалка давала ему возможность отдохнуть от всех тяжелых дел, которые лежали на его плечах.
Не имея возможности часто бывать в лесу, он развел при своей резиденции в Карповке хороший сад. Все деревья там были посажены его руками. Причем он не ограничивался грушами или яблонями, там были орехи, виноград, всевозможные ягоды и цветы. Из Иерусалима им был привезен отросток от дуба Мамврийского, который прижился в его саду. Много всевозможных диковинок росло у него, цветя и плодонося, давая урожай. На все праздники владыке обычно дарили розы, огромное количество дорогих, роскошных букетов стояло в вазах. Но однажды спросили его про любимые цветы, и он сказал, что анютины глазки нравятся ему больше всего. Среди домашних цветов у него росла любовно выращенная "Неопалимая Купина", которую он привез из монастыря св. Екатерины в Синае. К сожалению, сад сегодня вырублен, а вся живность уничтожена.
Удивительной чертой характера митрополита Николая была его любовь к детям. Он не мог равнодушно пройти мимо ребенка, обязательно остановится и побеседует с маленьким человечком, угостит конфетой или шоколадкой. Дети его любили, они охотно
отвечали на его вопросы, и смело спрашивали его о чем-то своем. Однажды в кафедральном соборе уже после службы владыка у выхода поговорил с маленьким мальчиком и, попрощавшись, ушел. Когда мать спросила малыша, знает ли он, с кем сейчас разговаривал, тот не моргнув глазом сказал: "Знаю, с Богом", - и важно пошел дальше.
Митрополит Николай добивался своих целей и был патриотом.
Как нам уже известно, Владыка чтил память о погибших в войне и сам был инвалидом войны. Именно поэтому 9 Мая был для него особым праздником. Николай ввёл традицию 9 Мая служить панихиду у Вечного огня в Нижегородском Кремле.
Именно Владыка Николай настоял на том, чтобы к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне в Нижегородском кремле был установлен памятник св. вмч. Георгию Победоносцу. Заранее был объявлен конкурс, представлено несколько проектов, но митрополит словно и не видел других работ, остановив свой выбор на макете Татьяны Холуёвой, изобразившей св. вмч. Георгия, поражающего дракона. Именно этот проект и стал памятником! Владыка всегда помнил о том, что именно в день святого воина Георгия Победоносца закончилась война.
С именем Владыки Николая (Кутепова) всегда будет связываться возрождение Нижегородской епархии после богоборческих десятилетий, труды второго обретения мощей преподобного Серафима Саровского, превращение Нижегородского края в один из основных духовных центров России. Об этом красноречиво свидетельствуют и статистические данные о состоянии епархии на момент назначения Владыки (1977 год) и на июнь 2001 года (время, когда осиротевшая нижегородская паства прощалась со своим почившем в Бозе архипастырем).
В 1977 году в Горьковской епархии было только 43 прихода; монастыри, все до одного, были закрыты и практически разрушены; не существовало ни одной духовной школы или просветительского православного учреждения, не говоря уже о православных средствах массовой информации.
В 2001 году в Нижегородской епархии имелось уже 376 приходов. Были возрождены 9 монастырей: среди них — Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский — один из православных центров мирового значения, древний Макарьевский монастырь, Благовещенский и Вознесенский мужские монастыри в самом Нижнем Новгороде. Трудами Владыки Николая открылась Нижегородская духовная семинария, а также Нижегородское епархиальное женское училище, Выксунское духовное училище, более сотни воскресных школ для детей и взрослых. Появилось 20 православных периодических изданий (среди них — возрожденная газета «Нижегородские епархиальные ведомости», историческое издание Вознесенского Печерского монастыря «Нижегородская старина»), 3 теле- и радиопередачи для православных.
Человек жив на свете до тех пор, пока жива память о нём. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) был одним из немногих, память о ком осталась не только в сердцах друзей, родных и близких, но и в сердцах сотен тысяч нижегородцев и арзамассцев, а всё потому, что жизнь владыки всецело была посвящена России.
С кончиной митрополита Николая (Кутепова) ушла для Нижегородской епархии целая эпоха. Он выполнил свое назначение на земле.
Как хочется верить в то, что наша нижегородская паства обрела в лице митрополита Николая предстоятеля пред Господом, небесного ходатая за наши грешные души, покровителя и заступника!
Вечная память вам, святитель земли Нижегородской!


0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails